Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Большинство искусств Японии были в прошлом заимствованы в Китае, и бонсай не являются исключением, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В Японии можно видеть образцы, передававшиеся от поколения к поколению. Японцы не ограничиваются одними деревьями, предметами бонсай становятся кустарники, ползучие и даже травянистые растения. Бонсай можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы телескопа или фотоаппарата.
Бонсай в законченном виде состоят из следующих основных элементов: растения, грунта и горшка. Вместе они образуют единое живое творение красоты, призванное долго, быть может, всю жизнь радовать глаз своего создателя. Таким образом, целью является не только выращивание в контейнере здорового растения, но и создание нечто целого из трех упомянутых элементов, находящихся в гармоническом единстве друг с другом, причем каждый из них должен иметь свой естественный и привлекательный вид. Бонсай обладает всеми признаками своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева данного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа, тщательно подобранные камни-"скалы" и мох - вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом. Контейнер предпочтительно выбирать как можно проще, его цвет и форма не должны быть навязчивы; наоборот, им следует выгодно оттенять цвет и форму растения. В этом случае контейнер становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Получившийся бонсай, таким образом, будет удовлетворять эстетическим требованиям и создавать хорошее настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на живописный лесной пейзаж, рощицу на склоне холма, лесную лужайку и т. д.
Возможно, наибольший стимул этого увлечения заключается в принятии решения: что же все-таки фитодизайнер хочет получить в результате своего труда. Будет ли конечным итогом уродливый бесформенный предмет или же это будет миниатюрный, но величественный развившийся отводок дерева из леса, с поляны, выдержавшего не одно испытание в борьбе со стихией, отводок, который будет долго дарить наслаждение своему создателю и, может быть, следующему поколению.