Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина отмечает в 2012 году 100-летний юбилей. Иван Цветаев, создатель Пушкинского, мечтал о целом городке на Волхонке. Похоже. что эта задумка в скором времени будет осуществлена. Масштабная реконструкция ГМИИ имени А.С.Пушкина и создание на его базе комплекса "Музейный городок" планируются в рамках празднования столетнего юбилея музея в 2012 году.
ГМИИ им. А.С.Пушкина - бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра Ш при Московском императорском университете» - один из самых крупных и значимых российских музеев европейского и мирового искусства. В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея и был им до самой своей смерти в 1913 году. Имя Александра Сергеевича Пушкина музей получил в 1937 году.
Решение о создании музея было принято еще в конце XIX века, торжественная закладка здания для него на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года, а 31 мая (13 июня) 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.На открытии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Основой его коллекций стали фонды Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, которым заведовал И.В. Цветаев. Главной целью нового музея ставились учебно-образовательные задачи, поэтому предполагалось, что будущее собрание должно равномерно отображать основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени.
Необходимых подлинников организаторы достать не могли, и тогда они пошли по пути приобретения копий - гипсовых слепков, макетов, гальванокопий - наиболее выдающихся произведений мирового искусства. Копии заказывались И. В. Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов, и были высочайшего качества. Наряду с копиями собрание музея пополнялось и оригинальными произведениями искусства, что происходило, в основном, за счет пожертвований благотворителей, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.
Наиболее ценные коллекции передали в дар музею дипломат М.С. Щекин (коллекция итальянской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства), великая княгиня Елизавета Федоровна и Д.А. Хомяков (итальянская скульптура XVI - XVII вв.), археолог граф Алексей Александрович Бобринский и др.
После революции 1917 года музей было решено перепрофилировать в Музей старой западной живописи. В связи с этим ему были переданы коллекции из ликвидированных Румянцевского музея и Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Кремля, Исторического музея. В 20-е годы его коллекцию пополняют предметы из Государственного музейного фонда, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д. И. Щукина), собрания Г. А. Брокара и других частных коллекций купцов и аристократии, национализированных после революции. С 1932 года музей стал называться Государственным музеем изобразительных искусств.
После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ. В 1948 году музей получил более 300 полотен и около 60 скульптур из собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова: Ренуар, Ван Гог, Моне, Дега, Сезанн, Матисс, Пикассо.
В составе Комитета по устройству при Московском университете Музея изящных искусств имени императора Александра III было также немало юристов - выпускников Московского университета, среди которых бывший Московский городской голова князь Щербатов Александр Алексеевич и Московский губернский предводитель дворянства князь Трубецкой Петр Николаевич, общественный деятель Самарин Дмитрий Федорович и товарищ Московского городского головы Сумбул Леонид Николаевич, предприниматель Морозов Сергей Тимофеевич и адвокат Дерюжинский Александр Федорович, профессора Духовской Михаил Васильевич и Нефедьев Евгений Александрович.
У юридического факультета Московского университета есть повод гордиться причастностью к появлению музея, ибо воспитанником факультета был Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, имя которого заслуженно запечатлено на мемориальной доске у входа в ГМИИ. В момент основания музея его устройство, также, активно поддержали министры народного просвещения - выпускники и профессора юридического факультета Николай Павлович Боголепов и Николай Андреевич Зверев.
В 1974 году Пушкинский впервые выставил в России «Джоконду» Леонардо Да Винчи. Публики собралось столько, что посетителей просили больше одной минуты у шедевра не задерживаться. Приезд картины великого итальянца положил начало славной традиции Пушкинского музея. Здесь побывали «Венера Урбинская» и «Портрет неизвестного» Тициана, «Искусство живописи» Вермеера, «Танец» Матисса, «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина, «Антея» Пармиджанино, парные портреты Рембрандта.
Выставки «Москва – Берлин», «Диалоги в пространстве культуры», «Футуризм» – явления мирового масштаба. Выставку «Москва – Париж» (1981 года) до сих пор считают «выставкой столетия». Она стала подлинным открытием, поскольку множество работ (особенно из советских музейных запасников) никогда не выставлялись, и в течение десятилетий хранились в подполье. Посетителей вдохновляла сама возможность открыто, не боясь, рассматривать шедевры Матисса и Пикассо, которые соседствовали с Малевичем, Кандинским, Филоновым, Фальком. О легендарном проекте рассказывают и устроители, и те счастливчики, которым удалось это всё увидеть и пережить.
В 1988 году посетители имели возможность познакомиться со вторым призванием Сергея Эйзенштейна, Святослава Рихтера, Андрея Вознесенского. Эта смелая идея была принята зрителями и критиками неоднозначно: выставку обсуждали, даже спорили о ней. В 2005 году состоялась выставка работ Владимира Наумова, Владимира Васильева, Людмилы Петрушевской, Фридриха Дюрренматта, Германа Гессе, Тонино Гуэрры. Проект был приурочен к 25-летию знаменитых Декабрьских вечеров…
В музее проходят самые яркие выставки нового ХХI века. Здесь представлены и авангард, и классика, и неожиданно смелые экспозиции, посвящённые истории костюма. Выставка творчества Пикассо в 2010 году наделала много шума. Но самое удивительное, что впервые выставка его картин прошла в музее им. А.С. Пушкина… в 1956 году! Экспозиции произведений Дали, Модильяни собрали огромное число посетителей, выставки работ Коко Шанель и Кристиана Диора вызвали у публики настоящий культурный шок, графика поэта Блейка для многих открыла его как художника. А один из последних проектов – выставка Караваджо – был беспрецедентным по количеству произведений…
«У нас неподдельный интерес к тому художественному процессу, который проходит в наши дни и в России, и за рубежом, – говорит директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. – В этом смысле музей отличает одна особенность: он очень хорошо слышит время. Наша задача – чтобы зритель не просто познакомился с историей музея, но захотел прийти в него снова».
Сто лет назад – 13 июня по новому стилю – открылись двери Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Ольга Трухачёва вспоминает, как поднималась по этим ступеням со своей бабушкой - Анастасией Цветаевой. В своих воспоминаниях Анастасия Цветаева описала этот столетней давности солнечный день – день открытия музея. Она называла его «своим младшим братом», из него уходила в ссылку и возвращалась после, до конца дней считала – здесь должны быть только слепки, как задумал ее отец. «Сейчас экспозиция отца моего, к сожалению, нарушена, когда-то в нем все было строго научно», - говорила она.
Методично - зал за залом – от античности до Нового времени - Иван Цветаев собирал экспозицию, как своего рода энциклопедию, историю искусств в объеме. «В то время для них это было такое 3d, материализация древнего мира», - объясняет директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.
Сегодня Венерой зрителя не шокируешь, слепок из некогда инновационной технологии копирования превратился в технику редкую, историческую, а что делать с одной из самых качественных и систематичных коллекций слепков и вовсе - вопрос на засыпку. «Люди второй четверти XX века решили, что нет – нужны музеи оригиналов, музеи слепков не совсем то, думаю, это ошибка, как любая крайность», - отметил заместитель заведующего отделом ГМИИ «Учебный художественный музей имени И. В. Цветаева» Александр Баранов. Ведь в музее оригиналов пробелы неизбежны, и только коллекция слепков способна рассказывать историю искусств последовательно и наглядно.
Масштабная реконструкция ГМИИ имени Пушкина и создание на его базе комплекса "Музейный городок" планируются в рамках празднования столетнего юбилея музея в 2012 году. Пушкинский музей сегодня - это не только всем известное главное здание с колоннами. Это и 11 зданий вокруг. В том числе 7 усадеб. Налево - по Волхонке до дома 8. Направо – до усадьбы Румянцева-Задунайского. А еще это усадьбы Шуваловых, Глебовых по Колымажному переулку, особняк за основным зданием, где жил Карамзин, усадьба Голицыных,
палаты XVII века, особняк, в котором Николай Карамзин писал "Историю государства Российского".
Максимум, что позволено здесь законом – реставрация. Поэтому архитекторы решили объединять здания под землей. "Можно будет из метро попасть в этот комплекс и идти туда, куда нужно. Можно будет круглосуточно хоть двое суток бродить. Будут кафе, рестораны, детей можно будет сдать", - рассказывает Сергей Ткаченко, руководитель разработчиков проекта.
По плану архитекторов, подземный переход свяжет музей с бывшей усадьбой Вяземских-Долгоруковых - это главный мемориал Карамзина в Москве. Там будет галерея старых мастеров. Под землю уведут гардеробы, книжные магазины, кафе и лекторий. Сверху все прикроют стеклянным колпаком.
За 100 лет существования Музея экспонатов в Пушкинском стало больше в десятки раз, больше 700 тысяч. А выставлено всего 9000 . Остальное никто вообще никогда не видел и вряд ли увидит, если музей не получит то, что так давно просит. Новых площадей ему должно хватить и для новых залов, и для фондов, и для реставраторов и исследователей.
Итогом реализации данного плана станет увеличение площадей Музейного комплекса до 125 тыс. кв. метров при том, что на сегодня только 12 тыс. кв. метров уже реконструированы, а 26 тыс. кв. метров из имеющихся 38 тыс. кв. метров требуют реконструкции или ремонта.
Будет решена острейшая проблема дефицита площадей фондохранилищ Музея, его уникальной библиотеки, реставрационных мастерских, а также экспозиционных площадей. Здания Музейного комплекса получат современное инженерно-техническое и охранное оборудование, обеспечивающие оптимальные условия для сохранности уникальных коллекций. В несколько раз увеличится число экспонатов, представленных в экспозиции, значительно возрастет количество выставок, пропускная способность Музея достигнет 3 млн. человек в год, существенно расширится набор сопутствующих услуг, оказываемых Музеем (информационные услуги, музейные магазины, автостоянки и т. п.).
Бессменным руководителем ГМИИ имени А.С. Пушкина с 1961года и по сей день является Ирина Александровна Антонова, сегодня она и ее сотрудники принимают многочисленные поздравления. Великий директор ГМИИ - Ирина Антонова. В течение многих лет она с героическим трудом и последовательностью превращала некую абстрактную множественность конкретных коллекций в очень индивидуальный образ музея, узнаваемый и любимый разными поколениями, а также все, что производно от ее энергии: первоклассные выставки из разных музеев мира, публикация каталога-резоне, расширение территории, открытие филиалов, реорганизация экспозиции согласно современным музейным требованиям, конечно, Декабрьские вечера - праздник встречи различных видов искусств в самом рафинированном их общении.
Открыты самые масштабные проекты, посвященные 100-летию ГМИИ имени А.С. Пушкина.27 апреля 2012 года в Итальянском дворике Главного здания Музея открылись сразу две масштабные выставки, приуроченные к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Пушкинскому» музею – 100 лет», рассказывающая об истории Музея за прошедшие и «Воображаемый музей» – шедевры из собраний крупнейших музеев мира в контексте постоянной экспозиции Музея.
«Готовясь к нашему юбилею, мы, конечно, думали о выставках, которыми хотели бы порадовать наших зрителей. Были разные предложения. В конце концов, пришла в голову такая идея, которую мы обозначили как «Воображаемый музей». Что мы имели в виду? Дело в том, что наш Музей - музей мировой художественной культуры, начиная с Древнего Египта и до наших дней. Мы хотели подчеркнуть эту линию развития нашего музея, показать всю мировую историю искусства. И мы подумали о том, что хорошо было бы показать, прежде всего, то, чего у нас нет. Вот по этому принципу мы обращались к нашим партнерам - коллегам из крупнейших музеев мира. И надо сказать, что к нам отнеслись очень по-дружески. Больше 30 музеев мира откликнулись на нашу просьбу», - пояснила Ирина Александровна в своей приветственной речи.
Впервые зрители увидят в Москве картины Босха и Морони. Отсутствующие в постоянной экспозиции Музея произведения Веласкеса, Гейнсборо, Гольбейна, Дельво и Дикса, Дюрера и Карпаччо. Большая редкость – полотно Климта, прибывшее в ГМИИ имени А.С. Пушкина из Вены. В постоянной экспозиции также представлены Полотна Франса Халса, Эль Греко, Мемлинга, братьев Ленен, Рене Магритта.
Всего в рамках проекта «Воображаемый музей» представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира, среди которых Художественные собрания Дрездена и Государственные музеи Берлина, музей Лувр, музей Орсэ и Центр Помпиду, Галерея Тейт и Королевская Академия в Лондоне, Музеи Прадо и Тиссена-Борнемисса, Государственный Эрмитаж. Это также музеи, с которыми относительно недавно были установлены партнерские отношения: Музей Лихтенштейна в Вене, Музей Ашмолеан в Оксфорде, Академия Каррара в Бергамо, Национальный музей в Стокгольме, Национальный музей в Варшаве, Королевский музей изящных искусств в Брюсселе, другие музеи и частные собрания.
Источники информации: 2012 г. http://tv.yandex.ru, http://www.tvkultura.ru, http://www.arts-museum.ru, http://www.1tvnet.ru.