За годы патриаршества Алексия Второго не только возродилось сотни приходов, но многие из них обрели реликвии, конфискованные после революции. Продолжат ли музеи возвращать церкви ее имущество теперь?
Раннее субботнее утро в Введенской Толгской женской обители. Послушница Евгения мерными ударами заупокойного звона поминает новопреставленного Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. 9 дней. 40 метровая звонница Введенского собора доносит до всей округи протяжный крик осиротевшей паствы. И лишь воронье кружит вокруг.
Но даже скорбящий монастырь продолжает жить своей жизнью и по своему внутреннему распорядку дня. После утренней службы и завтрака сестры «несут послушания», или как говорят они сами — «выполняют делания».
Это позолотная мастерская, где заканчивают работы над алтарным креслом. А вот иконописный зал, где монахиня Варлаама и инокиня Ефросиния заканчивают образ Ростовской Божьей Матери.
«Самое главное, что иконописец должен образ жизни своей вести правильный. То есть прежде, чем преступить к иконе, должен быть душевный мир. Если душевного мира нет, то нужно сходить на исповедь, покаяться, а потом уже приступить к иконе», — объясняет монахиня Варлаама.
Истинный мир всему женскому монастырю приносит именно икона — «жемчужина» средневековой русской Иконописи — Толгская Икона Божьей матери.
Это август 2003 года, когда образ был передан из хранилища Ярославского художественного музея в Крестовоздвиженский храм Толгского монастыря, который зажил другой жизнью. И лучше всех знает это бессменная настоятельница открытой в 1987 году женской обители матушка Варвара.
«Я не думаю, что Господь Бог помог бы нам это все отреставрировать. А так все по-тихонечку, год за годом. И еще нам очень много помог наш Святейшенький, царство ему небесное, Алексий. Он у нас четыре раза был», — вспоминает матушка Варвара, настоятельница Толгского женского монастыря.
А вот и тот самый желтый особнячок, где всегда останавливался Святейший Алексий. И все та же настоятельница матушка Варвара рассказывает, как бы сказали в миру, «курьезы» о визите Алексия Второго в 1994 году.
«Мы всегда, когда готовились, как Святейшего встречают. Так положено. Дорожка вся цветами усыпана. А тут вдруг приезжает ГАИ, и Святейший с тех ворот приедет! Ох! Мы давай все люди! Все! Кинулись на цветы! И за 5 минут дорожку устлали»! – рассказывает матушка Варвара.
После утренней службы нас пускают в храм. Из полумрака одностолпной палаты Крестовоздвиженского храма выходим к иконостасу. Это и есть чудотворная Толгская Икона Божьей матери, по легенде небоспосланная епископу Трифону в 1314 году, когда Русь была под монгольским игом. Единственный случай в современной истории, когда икона такой ценности была передана в храм. По оценкам экспертов, ее рыночная стоимость — 2,5 миллиона долларов. Но о каких деньгах можно тут говорить, когда почти за 700 лет икона не раз мироточила, и сама спасалась в огне. В ходе польской интервенции XVII века тогда еще мужской Толгский монастырь был выжжен дотла. Выгорело все убранство храмов. Но братия чудом обрела Толгскую икону в кедровой роще, которая с тех пор стала святым местом.
Находясь в Толгской женской обители, кажется, что сразу несколько исторических эпох сплелись воедино. Здесь в XVI веке исцелился царь Иван Грозный. Здесь же похоронен герой 1812 года Николай Тучков. И иноческие кельи, которые в 1936 году были заполнены малолетними преступниками, а сам монастырь превратился в детскую колонию.
Из монастыря переносимся в мирскую жизнь. Точнее в хранилища того самого Ярославского Художественного музея, где, начиная с 1926 года, и находилась икона Толгской Божьей матери. И как тут не вспомнить о тех порой безымянных работниках советских музеев, которые, зачастую рискуя партбилетами, сохраняли православные реликвии для потомков.
«В свое время сохранить Толгскую икону в музейной коллекции — это величайший подвиг. Вы же знаете, какие преследования были в отношении музейных сотрудников, которые это сохраняли. Сколько было уничтожено икон. Ведь люди, которые принимали фонд, они прекрасно знали, что и откуда они берут. И какого уровня святыню они хранят! И каждый из них рисковал и собственной жизнью и жизнью собственной семьи. Поэтому это конечно нужно уважать», — говорит директор ярославского художественного музея Алла Хатюхина.
И эти же музейные реставраторы готовят убранство для нового Успенского собора. Старый — был взорван в 1937 году. И теперь всего в 20 метрах от хранилищ Ярославского художественного музея тянется к небесам новый кафедральный собор Ярославской и Ростовской епархии. По благословлению Святейшего Алексия Второго строительство будет полностью закончено в 2010 году к празднованию 1000-летия Ярославля.
Использованы материалы сайта news.mail.ru