Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке
Клуб женщин младшего пенсионного возраста плюс...
woman55plus.ru

Арбат. Путешествия по Москве. Исторические улицы.

 

Арбат является одной из самых известных и популярных среди туристов улиц Москвы. Об этой улице сложено немало стихов и песен, не раз Арбат упоминался в художественных фильмах, известных всем с самого детства.

В древности на месте Арбата был лес, по которому протекал ручей Черторый. В 16-17 веках Арбатом называли не только улицу, но и всю территорию, располагавшуюся между Знаменкой (ул. Фрунзе) и Большой Никитской (ул. Герцена).

В древности на месте Арбата был лес, по которому протекал ручей Черторый (сейчас ручей заключен в подземную трубу). В 16-17 веках Арбатом называли не только улицу, но и всю территорию, располагавшуюся между Знаменкой (ул. Фрунзе) и Большой Никитской (ул. Герцена). Эта часть Москвы была застроена ещё в 14 веке, когда в этом месте проходила дорога на Смоленск. В 1993 году этот исторический район праздновал свое 500-летие.

Впервые Арбат упоминается в документах 1493 года в связи с пожаром, случившимся в церкви Николая на Песках – это как раз на Арбате. Тогда огонь перекинулся на соседние деревянные дома, и по цепочке загорелась почти вся Москва. После этого случая появилась поговорка "От копеечной свечи вся Москва сгорела".

Нынешний Арбат пролегает между площадью Арбатские ворота и Смоленской площадью. Сейчас это небольшая пешеходная улица, которая изобилует ресторанчиками и кафе, здесь выступают уличные музыканты, и идет оживленная торговля сувенирами.

По поводу происхождения названия "Арбат" существует немало версий. Есть предположения, что оно появилось от прилагательного "горбат", от слова "арба", но по разным причинам эти предположения признаны неверными. Наиболее обоснованной с научной точки зрения считается версия, что это слово имеет арабские корни - "рабад", "рабат", что в переводе означает "пригород". Вероятно, это слово принесли крымские татары или восточные купцы, приезжавшие в Москву с товарами.

Арбат являлся одним из главных путей подхода к Кремлю, поэтому не единожды здесь разворачивались сражения. Арбатские ворота фигурируют во многих исторических сказаниях. Известно, что в 1440 году здесь без участия князя Василия Темного, который со страху заперся в Кремле, под предводительством схимника Владимира (в миру воина и князева царедворца Владимира Ховрина) был разбит казанский царь Магомет. В 1493 году на Арбате были обращены вспять войска казанского хана Аллу Мухаммеда, а в 1612 – разбиты полки гетмана Ходакевича. В 1916 году к Арбатским воротам приблизился гетман Сагайдачный, но также был разбит, и это далеко не все события, которые происходили на Арбате.

Постепенно Арбат превращается в государеву слободу. В 16 веке Арбат и близлежащие переулки были заселены дворцовыми ремесленниками, мастерами Государева денежного двора, серебряных дел мастерами, стрельцами, царскими конюхами, трубочистами и проч. Именно с тех пор пошли названия нынешних Плотникова переулка, Денежного переулка, Левшинских и Каковинских переулков.

К 17 веку Арбат приходит торговой улицей, на которой обитают торговцы и ремесленники всех мастей. В 1658 году вышел указ царя Алексей Михайловича о переименовании улицы Арбат в Смоленскую. Но название это не прижилось в народе, а перешло к продолжению Арбата, тянувшемуся до Бородинского моста, и до того времени не имевшему собственного имени.

В 1736 году очередной опустошительный пожар, охвативший Москву, нанес значительный урон и Арбату, который пришлось практически заново отстраивать, при этом несколько расширив его границы. После этого началось замещение социального состава Арбата.

Уже во второй половине 18 века купцы и ремесленники, обжившие Арбат стали вытесняться дворянством. Улица становилась аристократической. Дворяне не терпели рядом с собой торгового сословия, поэтому еще в середине 19 века на Арбате почти не было магазинов, это был спокойный "спальный" район. На Арбате жили самые знатные семьи Москвы: Растопчины, Долгорукие, Толстые, Голицыны, Гагарины. Здесь возводились из камня небольшие особняки в стиле ампир, строились деревянные дома, окруженные садами. После окончания Отечественной войны 1812 года Арбат вместе со всей Москвой стал отстраиваться.

Шло время, и к концу 19 века арбатская аристократия сменялась разночинной интеллигенцией. Арбат постепенно стал приобретать облик, схожий с нынешним. Здесь появились магазины, начали строить многоэтажные дома. Вблизи Смоленской и Арбатской площадей выросли гостиницы и рестораны. Фамилии владельцев арбатских магазинов становятся известны на всю Россию: вина Шустова, булочки Филиппова, сладости Эйнема. В 1880-х по Арбату начала ходить конка, в 1908 году был пущен электрический трамвай.

В 1909 году А. Ханжонков открыл на Арбатской площади "художественный электро-театръ Арсъ"  ("Художественный"). Именно в этом театре в 1931 году состоялась премьера первого звукового советского фильма "Путевка в жизнь".

Арбат дом 2 - ресторан “Прага”. Принадлежал Семёну Петровичу Тарарыкину, он переделал ресторан в популярный трактир, который существовал до революции с 1872 года. В послереволюционные годы, ресторан “Прага” перенёс многое. Здесь была и просто столовая и образцово-показательная столовая “Моссельпрома”, куда незабвенный Ипполит Матвеевич, из “Двенадцати стульев”, повёз Лизу обедать.

“Прага” много видела в своих стенах достойных людей. Здесь проводились ежегодные “рубинштейновские обеды” - в память об основателе Московской консерватории. В 1913 году, в “Праге,” был устроен банкет, по случаю того, что Илья Ефимович Репин сумел восстановить свою изрезанную старообрядцем-иконописцем Абрамом Балашовым картину “Иван Грозный и сын его Иван”.

Дом №26 -Театр им. Вахтангова. Он сооружен в 1947 году на месте старинного особняка, в котором театр находился до 24 июля 1941 года, когда в него попала авиабомба.

В 1890-х гг. особняк принадлежал братьям М. В. и С. В. Сабашниковым, основателям известного московского издательства. Здесь же помещалась и контора издательства. Театр им. Вахтангова открылся 13 ноября 1921 года, а первой сыгранной пьесой стал спектакль "Чудо Святого Антония" М. Метерлинка в постановке Евгения Вахтангова. Тогда театр назывался Третьей Студией Московского Художественного театра. В 1922 году Вахтангов умер, а в 1926 году основанный им театр назвали его именем.

Дом №35, Центральный Дом Актера. Доходный дом А. Филатовой. Архитектор В. Е. Дубовской при участии Н. А. Архипова. Здесь жили Н.И. Подвойский (председатель Петроградского ВРК), командующий войсками Московского округа И.П. Белов, композитор Э.С. Колмановский.

По мнению некоторых литературоведов печальный рыцарь на фасаде дома явился прототипом Коровьева-Фагота в романе Булгакова. В 1975 дом был расселен и передан министерству культуры СССР. В 1990 Н.В. Губенко приютил здесь ЦДА (дом Актёра). Позднее здание было передано ЦДА указом Б.Н. Ельцина (а также решением А.В. Чубайса) в аренду на 45 лет. Сейчас значительная часть дома сдается ЦДА под многочисленные офисы. 

Дом № 53. Здесь поселился накануне свадьбы А. С. Пушкин. Это была его первая, своя квартира. Дом принадлежал прапорщику Никанору Хитрово. В арбатском доме, принадлежавшем дворянской семье Хитрово, Пушкин снимал квартиру с 5 декабря 1830 по 15 мая 1831 года. Сюда после венчания 18 февраля 1831 года он привез свою молодую жену Н. Н. Пушкину (Гончарову). Накануне свадьбы в доме прошел мальчишник с участием друзей поэта. Сняв дом на полгода, поэт покинул его не дожидаясь конца срока дорогостоящей аренды.

А ещё в этом доме год с лишним прожил брат Чайковского, и у него останавливался Петр Ильич.

В советское время в доме были созданы коммунальные квартиры. В 80-х годах родилась идея воссоздать пушкинский интерьер. Музей «Мемориальная квартира А. С. Пушкина на Арбате» был открыт 18 февраля 1986 года. Экспозиция носит мемориальный характер, поскольку вся обстановка была утрачена. Залы первого этажа посвящены теме «Пушкин и Москва». 

Арбат становится одним из центров московской жизни. В "Литературном особняке" на Арбате читал свои стихи Есенин, в переулках Арбата жили С. Рахманинов и  А. Скрябин, а в кафе "Арбатский подвал" часто бывал Маяковский. На Арбате находилась и театральная студия "Мастфор", в которой начинали свою деятельность С. Юткевич и С. Эйзенштейн.

В советское время Арбат необратимо изменился. В 20-23 годах 20 века Арбат приобрел черты конструктивизма. Силуэт улицы был сглажен, большинство домов надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стенберги применили унифицированную окраску домов в серо-пепельной цветовой палитре. Часть строений разобрали.

Аристократические особняки Арбата большей частью превратились в коммуналки. В 1930-1950 годах Арбат был трассой государственной важности, по которой Сталин с кортежем проезжали в Кремль, поэтому улица находилась под тщательным наблюдением НКВД-МГБ. В 1952 году на Смоленской площади было построено высотное здание МИД, соединившее Арбат с Садовым кольцом.

В начале 60-х годов по части арбатских переулков был проложен проспект им. Калинина (переименован в Новый Арбат). И сюда переместилась государственная трасса со Старого Арбата. Такое градостроительное решение привело к уничтожению многих ценных архитектурных памятников 18-19 веков. В период с 1974 по 1984 года Арбат превратился в пешеходную зону. Здесь открылась масса магазинов, кафе, стали выступать уличные музыканты и актеры, улица заполнилась художниками и сувенирными лотками.

В 80-е годы 20 столетия население Арбата было очень разнородным. Здесь проживали потомки московской интеллигенции, в новых элитных домах селились высокопоставленные сановники. А старые дома продолжали оставаться коммуналками, став пристанищем "лимитчиков".

На Арбате множество музыкантов, талантливых и не очень исполняет свои произведения. Играют они музыку в разных жанрах, от классики на скрипке, до необычной музыки, на необычных, а порою на очень необычных инструментах.

Но путешествие будет не полным, если не рассказать об Арбатских переулках, на которых стоит такая непривычная для столицы тишина.

Сейчас в этих переулках сосредоточена самая дорогая недвижимость России. Автостоянки перед домами заполнены дорогими иномарками и многочисленной охраной.

Серебряный переулок. Его имя - от мастеров серебряного дела, работавших некогда на государевом Монетном дворе.

Далее следуют три Николопесковских переулка: 1-й Малый Николопесковский переулок переименовали в 1960 году в улицу Федотовой.

2-й Малый Николопесковский переулок назвали Средним Николопесковским, а Большой в 1924 году назвали улицей Вахтангова. В этом переулке находится один из первых музеев, открытых уже при Советской власти - Музей-квартира композитора А. Н. Скрябина. Музей принял первых посетителей в 1922 году - через семь лет после смерти композитора. Отпевали Скрябина в церкви Николая Угодника на Песках (от этого и название переулка - Николопесковский).

Рядом, в Чистом переулке, жил друг Скрябина - замечательный композитор С. И. Танеев. В 1960 году соседний с Чистым переулком Малый Власьевский назвали улицей Танеевых - в честь Сергея Ивановича и его брата Владимира Ивановича, общественного деятеля, демократа.

В самом конце переулка сохранился дом № 15, в котором жил Михаил Орлов - одна из самых трагических фигур движения декабристов. В первые советские годы в этом особняке находился театр-студия имени Федора Ивановича Шаляпина. В предреволюционные годы здесь жила старшая дочь А. С. Пушкина Мария Александровна Гартунг.

Спасопесковский переулок. Переулок этот не обычный: он приводит нас на небольшую уютную площадку. В центре площадки - сквер. Он был устроен одним из местных домовладельцев ещё в 1871 году и назван Пушкинским. Посредине площадки - церковь начала XVIII века - Спаса Преображения. Эта церковь хорошо знакома каждому, она изображена на картине Василия Поленова “Московский дворик”.

Дом № 10 в переулке принадлежал когда-то Н. А. Второву, сколотившему миллионы на ситцах. Купив этот особняк в 1913 году, он в том же году его перестроил. Ныне этот особняк - резиденция посла США - знаменитый “Спасохауз”.

В этом же переулке находится дом, который в 1820 году принадлежал поручице А. Щепочкиной. Здесь же в 1821 - 1822 годах жил Пётр Андреевич Вяземский.

Карманицкий переулок. Здесь, как и на всём Арбате и в его окрестностях, жило немало представителей московской интеллигенции: географ А. А. Крубер (пещеры Крубера в Крыму и на Кавказе, хребет на Камчатке), художник буйных красок и неуёмной фантазии Павел Кузнецов. С 1760 года переулок назывался Большим Толстовским - по дому асессора Петра Андреевича Толстого, но в 1922 году в пору массовых переименований, чтобы не путать с улицей Льва Толстого, вернули название, которое он имел в XVII веке.

Последний предреволюционный путеводитель “По Москве” писал: “В стороне от шумной жизни столицы лежат две небольших площади, сохранившие старинный облик и овеянные духом уходящей Москвы. Это Спасопесковская площадь и Собачья площадка, обе близ Арбата”.

Собачья площадка, это было одно из московских чудес. Одни краеведы говорят, что произошло это название от располагавшегося поблизости царского Псового двора, другие, что это маленький фонтан, украшенный собачьими головками, дал такое название. Была площадка удивительно уютной, какой-то домашней. Здесь жил купец Мазурин, потомственный почётный гражданин, известный в Москве благотворитель. В доме № 6, в феврале 1897 года жила Мария Александровна Ульянова и Елизаровы. В 1912 году, после свадьбы, на Собачьей площадке поселилась Марина Цветаева. Здесь бывал Пушкин. В декабре 1826 года он поселился у своего друга С. А. Соболевского. Одним из интереснейших мест Собачьей площадки был Музей дворянского быта, открытый в 20-х годах, в доме Хомякова.

Нащокинский переулок, назван он был так по усадьбе XVIII века капитана Петра Федоровича Нащокина, от которой нынче не осталось и следов. Сейчас это улица Фурманова. Дом, в котором жил автор романов “Чапаев” и “Мятеж”, сохранился, на нем мемориальная доска. Дом № 3 - 5, который, несмотря на все протесты общественности, был в начале 80-х годов снесен. А дом этот был первым в Москве писательским жилищным кооперативом. В этом доме поселились Константин Тренев, Виктор Шкловский, Владимир Билль-Белоцерковский, Мате Залка. Осенью 1933 года Мандельштам, наконец, получил квартиру в Нащокинском переулке. В этом же доме его и арестовали 13 мая 1934 года. Здесь же жил Булгаков. В этом доме был закончен его замечательный роман “Мастер и Маргарита”.

Староконюшенный переулок. Здесь издавна жили царские конюхи. В конце XVII столетия на Девичьем поле образовалась Новая Конюшенная слобода. Дом № 2, густо украшенный лепниной, - это дань моде, которая охватила состоятельных жителей московского предместья. В феврале 1826 года сюда, к Дмитрию Бегичеву, брату своего ближайшего друга, нежданно приехал Грибоедов.

Кривоарбатский переулок. Здесь в 1929 году был построен дом, который известен теперь во всём мире. Дом необычен. Он круглый, здесь комнаты без единого угла. В 1990 году отмечалось столетие со дня рождения архитектора Константина Степановича Мельникова. Он один из родоначальников конструктивизма, виртуозно владевший формой, он не “лепил” здания, а оперировал четкими геометрическими фигурами и объемами.

Улица Веснина. Дом № 12 - один из бывших солидных “доходных домов”- памятен тем, что в нём жил выдающийся артист и режиссёр Е. Вахтангов, а верхний этаж занимала квартира и мастерская архитектора Л. Веснина, именем которого и названа улица.

Арбат до сих пор остается любимым местом, для тех кто жил, живет и приходит сюда, что бы пройтись по старому Арбату и его переулкам, хотя и изменивший свой облик, но не изменивший старинный и красивый дух Москвы.

По материалам: www.moscow.org, www.bestreferat.ru, moscow.puteshestviy.net

woman55plus.ru © 2007—2024

В ОТПУСК.РУ - сервер о туризме: туры, горящие путевки, описание отелей, отзывы об отелях, билеты, расписание поездов, погода на курортах, информация о странах